На Руси да и позже в России ходило очень много разных наречий. Например, Офенский язык. Изобрели его офени — торговцы-разносчики, переходившие из одного в другой город России с коробами своего товара.
Чем торговали? Книгами, иконами, одеждой, украшениями да лубочными картинами. Промысел сей зародился на территории между Владимиром и Нижним Новгородом. Под Суздалем. Чуть в сторону от Коврова, моего родного города. В тех местах испокон веков жили иконописцы.
Иконы были главным товаром офеней, что торговали в чёрную ими и боялись, что поймает власть. Какими же иконами они торговали? Теми, кои нельзя было купить в церковной лавке. Старообрядческими Иконами.
В середине XVII века в России произошел религиозный раскол. Доселе «Правоверные» христиане стали «Православными», часть же из правоверных христиан не согласилась становиться Православными и подалась в леса. То были старообрядцы-раскольники.
Официальная церковь считала их еретиками и в разные времена с разной степенью жестокости преследовала. Так что за открытую продажу икон староверов можно было моментально угодить в тюрьму. Однако денег у Старообрядцев было много, потому иконы им доставляли исправно. Писали специально для них в ночи под Суздалем и тайком переправляли в Сибирь.
Переправкой икон и занимались Офени-Иконники. Деньги там крутились большие. Офени выкупали редкие иконы для коллекционеров, а старообрядцам поставляли специально для них писанные, неканонические.
Пример такой иконы — икона Святого Христофора — песьеглавца. Святой до сих пор почитается Старообрядцами и практически предан забвению канонической церковью.
В офенской речи первые слоги слов могут заменяться на абсурдные ку-, ши-, тур-, шля-, ща-, на-. Соответственно, получаются любопытные словесные образования: куба (баба), кузлото (золото), шилго (долго), турло (село), шлякомый (знакомый), жульницы (ножницы)… Были в офенском и «говорящие» слова — видка (правда), визжиха (пасть), светлеха (комната). В язык вплетались местные диалекты, потому часто остатки той фени можно встретить на территории Владимирской области, да и дальше тоже.
Кроме старообрядцев, торговцы-офени были весьма близки к еще одному миру — преступному. Бродячие купцы должны были уметь защититься от разбойников, а при перепродаже ценностей имели с ними общие дела и интересы. Поэтому офенский становится основой зарождавшегося языка российского преступного мира.
Постепенно офенский язык добирает словарный запас из еврейского языка и становится «Блатной феней». Ну а дальше трансформируется в «блатной язык преступного мира». Однако, зачатки тех слов мы используем в своей речи до сих пор.
Клёвый — хороший
Лафа — привольная жизнь
Стрема — опасность
Стырить — украсть
Жулик — мелкий воришка
Известные чуть меньше выражения:
«По музыке ходить» или «мазурить — жить как вор, воровать
«МАЗ» — вор (современное маза)
«Стуканцы — деньги
«Фига» — лазутчик
«Шатун» — кабак
«Прихериться» — прикинуться пьяным
«Смольный» — тюрьма, ведь Смольная набережная находится напротив петербургской тюрьмы, известной как «Кресты»
Поэтому именно в этой сфере появился один из самых больших и доходных «черных рынков» в русской истории.
Обеспечивали этот рынок именно офени-иконщики. А деньги там крутились большие. Во-первых, староверы готовы были платить за образа серьезны деньги. К тому же физически общины раскольников обитали часто в труднодоступных местах, подальше от «никониан» и властей. Во-вторых, общаясь с раскольниками, офени-старинщики могли выменять или купить древние иконы, которые затем перепродавались коллекционерам во много раз дороже. Было о чем беспокоиться, было что скрывать и от обывателей, и от полиции.
Про отличие Старообрядцев от Староверов можно почитать тут.
Больше интересных статей о Славянских традициях вы найдете на нашем телеграм канале https://t.me/triglavblog